Школьный психолог
Советы родителям
Памятка для родителей
«Как научить ребёнка рассказывать о произошедших событиях, о том, что с ним случилось»
Ребенок не всегда может рассказать о прошедших событиях, передать свои впечатления. В чем проблема и как помочь? Лето — время путешествий, поездок в любимые места, отдыха. Обычно дети — активные участники летнего отдыха. Приходя в школу, многие из них приносят яркие фотографии, а вот рассказать о том, где побывали, что интересного увидели, узнали, чем занимались — не могут. Как сделать так, чтобы летний отдых обогащал представления ребенка об окружающем мире, развивал память, речь, наблюдательность?
Мы, взрослые, обычно планируем, когда возьмем отпуск, как и где, будем отдыхать, как проведут лето наши дети. Каждый из нас хочет, чтобы ребенок провел лето не только с пользой для здоровья, но и узнал что-то новое, получил положительные впечатления. Далеко не всегда увлекательный для взрослых отдых становится таким же интересным для детей. И дело не в том, что интересы взрослых и детей не всегда совпадают, просто иногда получается, что отдыхают родители и дети не вместе, а параллельно. Начинается учебный год, ребята делятся своими впечатлениями, и картина проведенного в разных условиях лета поражает своей парадоксальностью — далеко не всегда отдых, планированный заранее, интересный, познавательный, оставляет ожидаемые впечатления в жизненном опыте ребенка. Родители, наблюдая, как скудно описывается проведенное лето их ребенком, расстраиваются — увлекательного путешествия, будто и не было. А другой малыш все лето провел на даче с бабушкой и дедушкой, но зато очень ярко рассказывает о том, как надо насадить червяка на крючок, когда лучше идти на рыбалку, какую огромную рыбу они поймали с дедушкой. Складывается впечатление, что перед нами не ученик, а бывалый рыболов. И это вовсе не означает, что каждый день ребенок ходил на рыбалку. Просто он был активным участником этого события, под руководством взрослого, но сам совершал определенные действия. Его жизненный опыт стал богаче. Каждый человек воспринимает поступающую информацию индивидуально. Дети только учатся слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, запоминать. От нас, взрослых, зависит, оставит ли летних отдых желаемый след, обогатит ли детский опыт, а не от туроператора и не от туристического агентства. Важно, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником. В настоящее время для этого есть множество средств. Соблюдая простые правила, можно добиться восхитительных результатов.
Правило 1. «Подготовка». Перед каждым событием (экскурсией, походом куда-либо, рыбалкой, собиранием грибов и т. д.) познакомьте ребенка с тем, что планируется, подготовьте его к восприятию нового явления, расскажите о его особенностях. Важно создать ситуацию ожидания, когда непроизвольно он будет представлять, то, что предполагается увидеть, испытать.
Правило 2. «Документальное свидетельство». Большинство детей умеют пользоваться фотокамерой телефона, фотоаппаратом, видеокамерой и т. д. Дайте возможность ребенку сделать пару снимков, сами фотографируйте, снимайте, чтобы через какое-то время иметь возможность увидеть событие еще раз.
Правило 3. «Говорение». В процессе события оговариваем, что именно происходим, комментируем, обращаем внимание ребенка на яркие детали.
Правило 4. «Обсуждение». По следам происшедшего, обсуждаем, что предполагал увидеть или испытать ребенок, и что на самом деле получилось. Замечательно, если звучат слова: «Я думал… А это совсем… А он…». Это значит, что ребенок активно сравнивает свой прогноз с реальностью, анализирует разницу, ему было интересно, впечатление стало ярким, оно пополнит его опыт.
Правило 5. «Просмотр». По следам увиденного просматриваем снимки, видео, оговариваем, что изображено, отснято, какие моменты яркие, что осталось за кадром. Предложите ребенку рассказать, что именно он зафиксировал, поделиться впечатлениями со сверстниками, другими взрослыми.
Правило 6. «Архив». Систематизируйте вместе с ребенком накопленный материал, периодически возвращайтесь к нему, чтобы он сам мог рассказать о событиях, пока впечатления свежие. Постепенно они отложатся в его памяти.
Правило 7. «Тактильный опыт». Важно дать возможность ребенку потрогать, ощутить, сделать то новое, с чем сталкивается ребенок. Согласитесь, интереснее слепить из теста фигурку самому, чем читать инструкцию или наблюдать, как это делают другие.
Правило 8. «Повторение». Прежде, чем предлагать ребенку делиться впечатлениями, рассказывать о прошедшем лете, вместе вспомните, что же интересного было, расскажите то, что ожидаете услышать, вместе, освежите его воспоминания.
Правило 9. «Словарь». Поясняйте ребенку значение новых слов, многократно возвращайтесь к новым понятиям, названиям. Замечательно, если вместе с ребенком родители ведут «Дневник путешественника», занося в него эти новые слова.
Правило 10. «Сравнение». Сравнивайте новое с уже знакомым и похожим, находите совместно аналогии и различия. Тогда новое, займет свое место в ряду аналогичного. Установятся связи с уже знакомыми явлениями.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете сделать ребенка не пассивным наблюдателем, а деятельным партнером, а летний отдых обогатит представления ребенка об окружающем мире, будет развивать память, речь, наблюдательность.
Комендантский час для несовершеннолетних в Ульяновской области
Комендантский час для несовершеннолетних в Ульяновской области
С 2009 года в России официально действует комендантский час для детей в возрасте до 18 лет. Он предусматривает запрет на нахождение на улице и посещение различных мероприятий в вечернее время без сопровождения взрослых. Общие правила комендантского часа содержатся в Федеральном законе № 124-ФЗ. По Закону Ульяновской области от 19.03.2007 г. № 23-ЗО"О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Ульяновской области" Время запрета для несовершеннолетних на перемещение без сопровождения взрослых:
до 16 лет - с 22 до 6 часов
с 16 до 18 лет - с 23 до 6 часов
Целью введения комендантского часа является защита прав и интересов детей, предотвращения несчастных случаев и вовлечения ребенка в противоправную деятельность. Вот общие правила, которые предусмотрены в Федеральном законе № 124-ФЗ:
- комендантский час распространяется на детей в возрасте до 18 лет, используется на всей территории России (ранее действовал возраст 14 лет);
- единый период для запрета пребывания на улице без взрослых составляет с 22-00 до 6-00;
Запрет на пребывание в период комендантского часа распространяется на улицу, места общего пользования и посещения, стадионы, кинотеатры, концертные залы, дискотеки, общественный транспорт, иные аналогичные учреждения и заведения. В присутствии взрослых дети могут находиться в указанных местах, если это не нарушает их права и законные интересы. За соблюдением детьми и их родителями режима комендантского часа обязаны следить правоохранительные органы, местные власти, органы опеки, иные ведомства.
Ответственность за нарушение комендантского часа для несовершеннолетних
Родители обязаны:
- Располагать информацией о местонахождении ребёнка в любое время суток;
- Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;
- Обращать внимание на окружение ребёнка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;
- Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
- Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
А) безопасность на дороге;
Б) Общение с незнакомыми людьми;
В) безопасность при террористических актах;
Г) действия при возникновении пожара и т.п.
За нарушение комендантского часа к ответственности привлекут родителей или законных представителей по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде - предупреждения или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
В случае неоднократных фактов выявления несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей дети могут быть поставлены на профилактический учет.